Развитие слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников

Значение слухового восприятия. Классификация детей с нарушениями слуха. Классификация Л.В. Неймана (1977). Два вида слуховой недостаточности - тугоухость и глухота. Международная классификация нарушений слуха. Педагогическая классификация Р.М. Боскис (1963). Разные условия формирования речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших.Методы исследования слуховой функции. Система и этапы работы по развитию слухового восприятия. Выработка условно-двигательной реакции на слух. Знакомство со звуками окружающего мира. Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов. Обучение восприятию на слух речевого материала в разных возрастных группах. Планирование работы по развитию слухового восприятия. Использование звукоусиливающей аппаратуры.

1. Значение развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звука. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.



Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего обуславливает тяжелые нарушения речи. У ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Важное значение в процессе обучение имеет учет состояния слуха глухого или слабослышащего ребенка, возможности восприятия речи и неречевых звуков. Исследования возможностей использования остаточного слуха у глухих детей выявили возможности восприятия неречевых звуков и некоторых элементов речи в зависимости от состояния слуха, диапазона воспринимаемых частот (Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман). Глухие дети, поступающие в дошкольные учреждения, реагируют на некоторые громкие неречевые звуки. Дети с лучшими остатками слуха реагируют на голос повышенной громкости на расстоянии нескольких сантиметров от уха. Даже те небольшие остатки слуха, которые есть у глухих детей, при условии систематической работы по их развитию важны для восприятия звуков окружающего мира и оказывают помощь в работе по обучению устной речи. Развивающееся слуховое восприятие помогает слышать некоторые бытовые и природные звуки, что имеет важное значение для расширения представлений об окружающем мире и природных явлениях. Ориентировка на некоторые бытовые звуки (будильник, телефон или дверной звонок) способствует регуляции поведения ребенка, приобщению его к участию в жизни семьи.

Остаточный слух важен для формирования слухо-зрительного восприятия речи, так как он подкрепляет механизмы восприятия речи на зрительной основе и создает в результате содружественной деятельности двух анализаторов новые механизмы восприятия речи. У глухих детей остаточный слух может быть использован и при коррекции произношения: для восприятия слоговой и ритмической структур, произношения гласных и некоторых согласных звуков.



Значительно больше возможности восприятия неречевых и речевых звуков у слабослышащих детей (Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, И. Г. Багрова). В зависимости от степени тугоухости возможности восприятия неречевых звуков и речи значительно варьируются. В дошкольные учреждения для слабослышащих детей поступают, как правило, дети с тяжелой тугоухостью, которые могут различать небольшое число лепетных или полных слов, произносимых на небольшом расстоянии от уха голосом нормальной громкости. Дети со средней степенью тугоухости могут различать слова и фразы, предъявляемые голосом нормальной громкости на расстоянии больше 1 м. Некоторые из них способны дифференцировать их при предъявлении шепотом.


razvitie-svojstv-nervnih-processov-i-vliyanie-na-nih-genotipa-i-sredi.html
razvitie-svyaznoj-rechi-detej-lingvisticheskie-osnovi.html
    PR.RU™