Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в.

Культура эпохи революции.Важнейшим Направлением поли I и ки большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие < I зования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в Г создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотное!и, Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, переетрм ивалась школа. В школах проводилось немало эксперименте" внедрению новых форм обучения, однако большинство из имиоказались неудачными.

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей I туры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продол творить в России. Часть из них делали это из патриотических сооМ ражений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е 11 XX в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, ж и игаписи, театре, архитектуре. Поэт В.В.Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, Л. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. М никое искали новые начала в искусстве.

Одновременно продолжало развиваться традиционное напрли ление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станислав' и В.И.Немирович-Данченко, поэт С.А.Есенин. Большой попу: ностью пользовались реалистические произведения о Гражданский войне Д.Л.Фурманова, Л.С.Серафимовича, И.Э.Бабеля, М.Л. гакова, Л.Л. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной пей М.Л. Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба м< сторонниками «нового искусства» и приверженцами традициом ных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой I стей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культур 1-1

Для первых лет советской власти характерно многообразие кулI турного развития, но при этом проявлялись попытки удупв «классово чуждых» направлений.

Культура в 30-е гг. XX в.Развитие культуры, просвещение н I рода считались одними из главных приоритетов Советского те у

дарства. Осуществление культурной революции предполагало все-оОщую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше поло­нимы сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело приоб­щение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Ьыло увеличено число изданий А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Л.В.Кольцова, Н.В.Гоголя, других выдающихся русских и зару-ьежных писателей и поэтов.

Усилился контроль со стороны органов государственной влас-ш за развитием культуры. Отдельными ее отраслями теперь руко-иодили специальные комитеты. При обсуждении сроков пятилет­нею плана в повестку дня также включались дискуссии по темпам развития культуры. Большое значение придавалось утверждению марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры начали искать «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Бо­ролись с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, радио.



Одной из важнейших задач культурной революции было созда-ипе новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Реше­ние этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на сторону советской власти старых ( исциалистов.

Огромное значение имела деятельность Л. М. Горького, который пел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было поращено на подготовку технической интеллигенции, специали-СI ов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, ака­демий, готовящих специалистов самого широкого профиля.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории и школах. В Московском и Ленинградском университетах восста­навливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интер­претировался с классовых позиций.

Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, кур-СЫ, школы. Много делалось для развития школьной системы об­разования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и обору­дование школ, улучшено материальное положение учителей, уси­лено обеспечение школьников учебниками, письменными при­надлежностями.

Советская наука.В стране создавались новые научно-исследова-1ельские центры. В Москве открылись институты органической



химии, геофизики. Проводились исследования по проблеми микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Ост вой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Ци ковского.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны снос < бы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские ум ные Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, Л. И. Мандельштам, И. В. А чатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физи А.А.Никулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы кон руирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в реше ряда проблем химии, имеющих большое практическое значен принадлежит советским ученым С.В.Лебедеву и А.Е. Фаворско Больших успехов добились ученые в области физиологии, био гии и математики.

ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918 — 1939|ГГ.

§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20 —30-е гг. XX в.

И колониях и зависимых странах под влиянием революционных Событий в России все шире разворачивалась борьба за нацио-Ипльную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не Голько освобождения, но и обновления общества, ускорение его ■ жития, улучшения жизни людей.

Турция. Часть территории Турции была оккупирована войска­ми стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял деклара­цию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали Нпрламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председате-|см стал Мустафа Кемалъ (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. 1срритория страны была расширена. Войны шли под лозунгами Национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со сноих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена рес­публикой.

Под руководством М.Кемаля Ататюрка были проведены глу-1" жие реформы. Провозглашались основные демократические сво­боды, светский характер государства, отменялись господствую­щие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались ц човные школы. Были введены европейский календарь и латин­ский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, жен­ит нам в общественных местах нельзя было появляться в платках и г д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в эко­номике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппо-шционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай. Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, пюлюции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая осстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое авительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. I привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую фтию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. 1чалась Великая национальная революция. Гоминьдановское пра-тельство на юге Китая провозгласило себя национальным пра-гельством всего Китая. В 1925—1928 гг. войска национального авительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели ус-чпное наступление на север, где правили местные военные ики.

Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммун стической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. I миньдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов смог. Этому не благоприятствовала и международная обстанон" В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возни марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы творствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться I помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые соне1 ские районы в качестве баз новой китайской революции, рукони димой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Кит скую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов / Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против со ских районов. Четыре похода 1930—1932 гг. были успешно отр~ ны коммунистами. После пятого похода ^933 —1934 гг. револкн онное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. > татки Красной армии коммунистов совершили северо-запад!и.ш (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсу I Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гм миньдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время К ная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значите; успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. и ка Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной арм Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны миньдановские войска воевали и с японцами, и с Красной арм Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в тае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 194 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободит" ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, пр ставители которой были объединены в рамках Индийского наЦ нального конгресса, стали во главе антиколониального движем в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди, учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное 15 м совое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30 I XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой В ны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, пр да, после раздела колонии по религиозному признаку на индуи скую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном ш жении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал дин ние от перехода к насильственным методам, не доводил бор|

против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за неза­висимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового | ровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней ин­дусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.

Япония.В годы Первой мировой войны экономика Японии зна-чительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны пре­вратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако не­большая территория, скудность источников сырья, уязвимость для ' шхийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили разви-I ис экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания вели-I ой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были вой-I п все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, раз­вернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались шбастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоци-п шей помощи трону, а профсоюзы — Патриотической промыш-к иной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая по­ни нность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от со­ветской Красной армии.

ТЕМА 21

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

§ 92. Накануне мировой войны

Мир в конце 30-х гг. XX в. Еще при заключении Версальск договора наиболее дальновидные политики говорили, что это мир, а перемирие. Германия не могла смириться с условиями говора и сохраняла потенциал для попыток его пересмотра. Были и другие силы, готовые развязать войну. В период экономическое кризиса 1929— 1933 гг. попытки решить проблемы с помощью но(1Ии захватов чужих земель усилились. В 1931 -г. Япония оккупировалМаньчжурию, в 1935 г. Италия — Эфиопию. После прихода к шш« сти в Германии Гитлера в 1933 г. эта страна стала главным источ* ником военной опасности. Гитлер не скрывал своих намерени| завоевать «жизненное пространство» на Востоке.

Агрессивные государства — Германия, Италия и Япония с висимыми от них странами составляли первый центр силы. И рым центром силы являлись демократические страны Великоб тания, Франция и США. Они стремились сохранить свое госп ствующее положение в мире, удержать власть над колония противодействовать усилению агрессивных стран. Однако они желали открыто портить отношения со странами-агрессорам по существу потворствовали им. При этом Великобритания, Фр ция и США надеялись направить агрессоров на другие страны СССР, Китай.

Третьим центром силы являлся Советский Союз. СССР с I милея в 30-е гг. XX в. сблизиться с Францией и Англией для вместного противодействия Германии. Однако западные держ;| рассматривали Германию в качестве противовеса СССР и ком нистическому движению, которое считали для себя опасное I номер один. Так, заместитель премьер-министра Великобритлп Э.Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал Гер нию «бастионом Запада против большевизма».

В этих условиях Германия в 1938 г. перешла к решителен действиям, захватив Австрию и Судетскую область Чехословак Вскоре Германия предъявила Польше требования о передаче Данцига и путей через Польский коридор (земли между осноин частью Германии и Восточной Пруссией).

Германо-советский договор.В 1939 г. правительства Великоб тании и Франции начали в Москве переговоры с Советским юзом о заключении договора о взаимопомощи в случае герм

К)кой агрессии. Но достигнуть соглашения не удалось. На перегово­ры западные державы послали второстепенных чиновников, не |цменших полномочий для заключения договору. Главным препят­ствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли Уступить в борьбу с германской армией, лишь пройдя через тер­нии орию Польши, на что польское правительство категорически мс соглашалось, а западные страны не предприняли ничего для |И (менения этой позиции. Переговоры были сорваны.

И этих условиях СССР принял предложение Германии о пере­говорах. 22 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностран­ных дел Германии И. Риббентроп. Он в кратчайший срок согласо­ван с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым все детали «оглашения. 23 августа договор, получивший неофициальное на-Ииание «пакт Молотова —Риббентропа», был подписан. Обе сто-I роиы обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и I иг поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на [страну, подписавшую соглашение. Согласно секретному протоко­лу к договору стороны разграничивали сферы своих интересов в ■Пиропе. К сфере интересов СССР относились Финляндия, Эсто­ния, Латвия, часть Польши, Бессарабия, к сфере интересов Герма-I ним — часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере Интересов СССР, а Финляндия — Германии.

Военно-политические возможности и планы сторон. Руководство

[Германии еще в 1937—1938 гг. взяло курс на развязывание боль-

||Иой войны. Однако представители генералитета и промышленни-

I ковне имели единства по вопросу военной стратегии. Одни счи-

■ Тали необходимым напасть на Советский Союз, заблаговременно

I заручившись поддержкой Запада. Другие считали ближайшей це-

I лыо полную отмену положений Версальского договора, для чего

■Нужно было нанести удар на Западе. Нацисты понимали, что для

I ермании война на два фронта неизбежно закончится поражени-

|см. Было необходимо как можно быстрее разбить противника на

■Одном направлении. Эта необходимость, а также нехватка ресур-

I сов породили идею блицкрига — молниеносной войны. Гитлер при-

I нял решение готовиться вначале к ревизии Версальского мира.

I Однако в своей пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план

I лозунг «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), учитывая стрем-

I ление западных держав направить германскую агрессию против

I 14 СР.

К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощ-I иыи военно-экономический потенциал. По уровню промышлен­ного производства Германия в 1938 г. вышла на первое место в I Гвропе и второе в мире, уступая лишь США. С 1935 по 1939 г. в

I I ермании было подготовлено 5,5 млн солдат. Ее сухопутная армия I достигла численности более 2,5 млн человек. Были созданы ВВС. [ Летный состав прошел подготовку в Испании. Там же были испы-

таны новые виды оружия. С 1935 г. была развернута программа с ительства военно-морского флота.

В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали соглашен и борьбе против Коммунистического интернационала (Антиком терновский пакт). Но, потерпев поражение от советских вой японское правительство предпочло «южный» вариант экспансии захват владений европейских держав и США в Азии.

Неизбежность Второй мировой войны понимали и в СС Советское правительство прилагало все усилия для укрепле и своих позиций как на Востоке, так и на Западе. Особое вним;ш уделялось ускоренному развитию военной промышленности. С здавались крупные государственные резервы, строились предир ятия-дублеры на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии. Великобритания и Франция предпринимали шаги по перси.I равлению фашистской агрессии на Восток. В июне 1939 г. в Л они не начались тайные англ о-германские пере^воры о союзе, но ог были сорваны из-за серьезных противоречий в вопросе о разя мировых рынков и сфер влияния.


razvitie-tvorchestva-v-podvizhnih-igrah.html
razvitie-u-mladenca-vospriyatiya.html
    PR.RU™