Развитие сукцессивных способностей ребенка

Последовательность действий и планирование. Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.

а) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции): по памяти (словесной инструк­ции), по опорным значкам. Например, игра «Найди клад!», в которой найти «клад» можно только следуя последова­тельности действий, заданных в инструкции. Каждый сле­дующий «шаг» позволяет найти указание (картинку), по­могающее направить поиски в нужном направлении. В облегченном варианте последовательность шагов изобра­жена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов), указы­вающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в по­следнем случае последовательность шагов указывает карту-путь).

б) «Телефон». Ребенку предлагается (в ситуации сюжет-но-ролевой игры) позвонить какому-нибудь зверю или ска­зочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фи­гурок и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков, расположенных в определенной после­довательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При правильном наборе стрелка на диске теле­фона указывает на изображение «абонента», расположен­ное в ряду других вокруг диска.

Последовательность в пространстве. Для развития на­выков анализа и воспроизведения пространственных после-

довательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравне­ния рядов реалистических изображений, фигур, различаю­щихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребен­ка необходимо дифференцированно подобрать исходную дли­ну ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.

а) «Собери бусы» (нанизать, раскрасить), различающие­ся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).

б) «Игрушки на полках»: чем отличаются? (3-6 пред­метов).

в) Игры «Что изменилось?» (по памяти обнаружить из­менение последовательности) — 3-6 предметов.

г) Цветной ксилофон (воспроизведение последовательно­сти ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд — мело­дию).

д) «Живые цепочки». Преподаватель строит детей в определенной последовательности. У каждого из них на груди прикреплен значок с определенной картинкой. По­рядок расположения картинок (и детей) изображен на кар­точке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведуще­го (ребенка) является собрать «цепочку» в прежней последовательности.



е) «Запомни карточку и выбери такую же»: ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цвет­ных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпа­дает с тестовой (рис. 25). Длина ряда от 3 до 7 в зависимо­сти от возраста.

ж) Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный ва­риант задания).

Последовательность во времени.

а) Отстукивание ритмов («Телеграфист») по образцу или графической схеме:

симметричных — !!!!!!, !!!!!!!!! асимметричных — ! !!, !!!, !!!!,!!!!, !! !!!

б) «Зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6).

в) Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших — по картинкам, для старших — словесно).

г) «Шарики в непрозрачной трубочке»: на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубоч­ку. Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из про­тивоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).

Усложненный вариант игры: необходимо предсказать, в каком порядке шарики выкатятся из того же конца трубоч­ки, в который вкладывались (для этого требуется инверти­ровать ряд).

Перекодирование временной последовательности в про­странственную и обратно.

а) «Картинки-невидимки»: перед ребенком в определен­ной последовательности выкладывается ряд карточек (с пред­метными рисунками, фигурами или цветными кружочка-Ми). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный

ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая — за­крыта. Из набора карточек с рядами изображений, распо­ложенных в разной последовательности, ребенок должен най­ти тот, который идентичен выложенному. После того как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.



Последовательность в речи.

а) Порядок фраз в рассказе («Письмо Незнайки»). i*

б) Порядок слов во фразе («Перепутаница»). |

в) Ряды слов («Пароль»): от 3 до 6. **

г) Последовательность в стихах типа «Дом, который по­строил Джек».

д) Последовательность в сказках: «Репка», «Колобок» и др.

е) Игра «Повтори и добавь»: 1-й участник игры называет слово, 2-й повторяет его и добавляет свое; 3-й повторяет оба слова и добавляет 3-е; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет свое слово и т. д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

ж) Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип че­редования» (картинки, фигуры или значки):


razvitie-vzrivnoj-sili-v-greko-rimskoj-borbe-16-18-let.html
razvitie-yazikovih-sredstv-nauki.html
    PR.RU™