Развитие тактических способностей стрелков из лука

При решении третьей задачи тактической подготовки, связанной с формированием и рациональным распределением содержания учебно-тренировочных занятий, необходимо предусмотреть, чтобы применение разработанных средств и методов тактической подготовки позволило с учётом поставленных задач, индивидуальных особенностей и уровня общей подготовленности дозировано воздействовать на стрелков таким образом, чтобы постепенно сокращать уровень несоответствия показателей технических, тактических, функциональных, психологических, интеллектуальных и других компонентов спортивного мастерства с показателями рациональной модели тактики стрельбы, совокупность которых предусматривает наиболее полную и эффективную реализацию накопленного в процессе тренировок потенциала и успешное выступление на соревнованиях.

При определении содержания учебно-тренировочных занятий необходимо руководствоваться тем, что последовательное выполнение определённых заданий должно постепенно формировать у стрелков из лука тактическое мышление на основе овладения и совершенствования ими тактических действий, представляющих собой комплексную деятельность лучника, требующую развития перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений, навыков.

Совершенствование тактических действий предполагает постепенное повышение уровня точности оценки спортивной ситуации, повышение эффективности умственного решения тактической задачи и улучшение качества (продуктивности) психомоторной реализации тактической задачи.

В связи с этим в процессе учебно-тренировочных занятий стрелок из лука должен:

1. Овладевать специальными тактическими знаниями, представляющими собой совокупность понятий и представлений об особенностях тактических действий в стрельбе из лука; тактике выполнения одиночного выстрела, стрелковой серии, упражнения в целом; вариантах выполнения различных технико-тактичеких приёмов; особенностях поведения в течение организации соревнований (все мероприятия, осуществляемые перед соревнованиями и в его процессе для создания оптимальных условий стрельбы) и ведения спортивной борьбы (все действия, которые выполняются стрелком от начала до конца соревнований для решения поставленных задач) и т.д.

2. Овладевать технико-тактичекими умениями, заключающимися в осуществлении рационального планирования и организации эффективного контроля и регулирования своей деятельности в полном соответствии с условиями соревнований.



3. Формировать и совершенствовать тактические навыки с учетом возможных изменений соревновательной обстановки.

4. Развивать тактические способности, представляющие собой психологические особенности и качества стрелка в области перцепции, интеллекта, психомоторики.

Для этого в процессе учебно-тренировочной работы рекомендуется:

1. Проводить регулярные теоретические и методические занятия, направленные на расширение знаний о технике и тактике стрельбы из лука; особенностях обращения с материальной частью оружия; ведение стрельбы в различных неблагоприятных условиях; особенностях подготовки к различным соревнованиям и об особенностях поведения в течение соревнований; о методах позволяющих повышать и сохранять необходимый уровень работоспособности до окончания соревнований и т.д.

2. Выявлять и изучать факторы, которые в наибольшей степени негативно влияют на эффективность деятельности стрелка из лука.

3. Выбирать и разрабатывать средства и методы, применение которых позволяет уменьшить или полностью устранить негативное влияние различных помех. Обучать стрелков тактически грамотному применению этих средств и методов в процессе тренировок и соревнований.

4. Изучать особенности поведения стрелков во время сборов, тренировок, подготовки к соревнованиям, самих соревнований и после них. Выявлять основные мотивы и установки, влияющие на их поведение.

5. Проводить стрелковые тренировки в неблагоприятных условиях (ветер, дождь, излишне высокая или низкая температура воздуха).

6. Искусственно вводить в процессе стрельбы различные помехи: шумовые воздействия, изменение уровня освещенности, удлинение интервалов между выстрелами, изменение времени, отведенного на выполнение стрелковой серии, неожиданный перевод стрелка на другую дистанцию стрельбы, замена какого-либо компонента материальной части оружия или экипировки и т.д.



7. Моделировать в большей или меньшей степени на тренировках соревновательные условия.

8. Разрабатывать вместе со стрелками различные методики выполнения одиночного выстрела, стрелковой серии, стрельбы на различных дистанциях, выполнения всего упражнения в целом. Обучать стрелков различным наиболее рациональным моделям организации стрельбы на разных дистанциях и в различных ситуациях.

9. Анализировать вместе со стрелками несоответствие реальных моделей организации стрельбы инструкциям тренера либо модельным требованиям. Определить пути преодоления этого несоответствия.

10. Обучить спортсменов грамотному ведению дневников и анализу их деятельности.

11. Проводить различного рода контрольные стрельбы, турниры, соревнования, в процессе которых стрелки обязаны выполнять инструкции тренера, находить нестандартные, но эффективные решения выхода из сложных ситуаций и т. д.

Естественно, что список этих мероприятий может быть существенно дополнен или изменён в связи с уровнем подготовленности спортсменов, их индивидуальными особенностями, задачами, непосредственно решаемыми на конкретных этапах подготовки.

Однако в процессе всех этих мероприятий тактические действия стрелков должны фиксироваться и оцениваться с помощью педагогического наблюдения, регистрации временных характеристик выстрела из лука, использования различного рода самооценок со стороны самих стрелков, анализа результатов стрельбы в условиях тренировок и соревнований и т. п.

Желательно, если есть такая возможность, использовать инструментальные методики, позволяющие получать объективные данные о точности сенсомоторной координации, быстроте реакции и движений, дифференцировке мышечно-двигательной чувствительности, уровне работоспособности и т. д.

Однако необходимо всегда помнить, что высшей практической формой спортивно-тактической подготовки являются состязания. В связи с этим основным средством приобретения соревновательного опыта, на основе которого формируется и совершенствуется спортивно-тактическое мастерство, является систематическое участие в соревнованиях различного ранга.

Для повышения эффективности спортивной подготовки стрелков из лука любой квалификации необходимо развитие их интеллектуальных способностей.

Для этого специально применяются средства и методы интеллектуальной подготовки.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Понятие «интеллект» определяется достаточно разнородно. Однако в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретения все новых знаний и эффективное использование их в ходе жизнедеятельности, – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению различных проблем. Интеллект представляет собой относительно устойчивую структуру умственных способностей.

В ряде психологических концепций он отождествляется:

1) с системой умственных операций;

2) со стилем и стратегией решения проблем;

3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности и пр.

Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенности переработки информации, т.е. в умении ставить проблемы и решать их.

Интеллектуальная подготовка стрелков из лука представляет собой процесс освоения определенных знаний, развитие мышления, формирование и совершенствование мыслительных умений и навыков мыслительных операций, связанных с наиболее эффективным использованием имеющихся у стрелков теоретических знаний и двигательных умений при нахождении наиболее рационального решения в проблемной ситуации и его продуктивной реализации для достижения поставленной цели.

Принципиальная схема интеллектуальной подготовки

Стрелков из лука

Цельюинтеллектуальной подготовки является целенаправленное развитие интеллектуальных способностей стрелков и совершенствование основных психических процессов, обеспечивающих повышение уровня их интеллекта.

Основными задачами интеллектуальной подготовки являются:

1. Повышение уровня знаний мировоззренческого характера.

2. Повышение уровня знаний общенаучного и специально-прикладного характера.

3. Повышение качества и количества двигательных представлений (представления о самих движениях и динамике двигательной деятельности в проблемных ситуациях).

4. Повышение уровня развития интеллектуальных способностей.

Знания мировоззренческого характера помогают спортсмену сформировать правильный взгляд на окружающий мир, осознать общественную и личную значимость спорта, воспитывать адекватное отношение к различным жизненным событиям, формировать правильную структуру мотивов и вырабатывать соответствующие принципы поведения.

Знания общенаучногохарактера позволяют расширить свой кругозор, подойти к решению узкопрофессиональных задач с точки зрения последних достижений в различных областях науки, раскрывающих общие принципы и механизмы физического воспитания и спортивной подготовки, естественно-научные и психологические основы спортивной деятельности.

Специально-прикладные знания в значительной мере определяют успешность профессиональной деятельности спортсмена и тренера. К ним относятся знания о стрельбе из лука и других видах стрелкового спорта (стрельба пулевая, стендовая, из арбалета, пневматического оружия и др.); знания о материальной части оружия (различные виды луков, прицельных приспособлений, стрел и т.д.) и экипировки (разновидности напальчников, краг, нагрудников и т.д.), знания, необходимые для отладки и подгонки различных компонентов материальной части оружия и экипировки; знания о правилах организации и проведении соревнований, о принципах и механизмах организации тренировочного процесса в стрельбе из лука, о технике и тактике стрельбы, средствах и методах подготовки, спортивном режиме стрелка из лука и т.д. Наряду с этим очень большое значение имеет качество и количество двигательных представлений, которыми обладает стрелок из лука и без которых невозможен процесс обучения и совершенствования.

Двигательные и связанные с ними представления являются непременной предпосылкой разработки тактического плана (модели) ведения стрельбы и поведения в процессе соревнований.


razvitie-zuba-epitelialnij-zubnoj-organ-zubnoj-sosochek-zubnoj-meshochek-ih-stroenie-razvitie-i-proizvodnie.html
razvitie-zvukovisotnogo-diapazona.html
    PR.RU™